суббота, 30 августа 2014 г.

ПРОСТРАНСТВО ВОЙНЫ И ЕЁ УЧАСТНИКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

Индийские информатики раскрыли секрет распространения ложных сведений по соцсетям

Ученые проанализировали, как распространялись слухи и дезинформация по социальным сетям в Азии во время эпидемий свиного гриппа в 2009 году, и пришли к выводу, что основным способом их продвижения являются так называемые семантические атаки — сообщения с особой структурой, провоцирующие в человеке эмоциональную реакцию. Авторы статьи, опубликованной в журнале International Journal of Communication Networks and Distributed Systems, называют социальные сети мягким брюхом интернета и призывают их создателей принять меры для его защиты.

В последние годы ученые и политики по всему миру начали осознавать, что соцсети — мощный механизм влияния, который можно гораздо эффективнее использовать для манипуляции общественным мнением, чем традиционные медиа — телевидение, радио и печатные издания. В 2011 году айтишники из MIT раскрыли в журнале Science особую методику передачи и распространения информации через Twitter, которая помогла им победить в конкурсе «Сетевой вызов» DARPA в 2009 году. Авторы публикации открыто утверждали, что подобный прием можно использовать для координирования действий активистов во время революции или для дезинформации противника.

По всей видимости, спецслужбы США и другие правительственные организации взяли соцсети на вооружение раньше, чем ученые обнародовали свои исследования. В 2014 году на технологическом портале Verge было опубликовано расследование Associated Press, раскрывшее сразу несколько социальных сетей, созданных USAID и другими службами правительства США за последние пять лет в странах «третьего мира» для дестабилизации местных режимов. К примеру, подобная сеть под названием ZunZuneo была открыта в кубинском интернет-пространстве в 2010 году, а ее кенийский предтеча Yes Youth Can — еще в 2007 году.

Кришна Кумар и его коллега Гопалан Гитакумари из Института технологий и науки имени Кумара Бирлы в Хайдерабаде (Индия) решили выяснить, как дезинформация и ложные сведения распространяются в социальных сетях, и попытались найти способы противостоять подобной информационной угрозе. В качестве материала для анализа индийские айтишники взяли реальное событие в недавней истории Азии — вспышки свиного гриппа 2009 года и связанный с ними поток дезинформации.

Авторы статьи обратились в Facebook, Twitter и в региональные социальные сети и собрали огромный пакет данных с сообщениями, которые оставляли пользователи во время эпидемии. Они изучили содержимое твитов, постов в Facebook и в блогах, построили гигантские «деревья» социальных связей между пользователями и попытались найти закономерности в том, как происходила передача дезинформации и почему люди верили таким сообщениям и делились ими с друзьями.

Подобный анализ невозможно осуществлять вручную — Кумару и Гитакумари пришлось разработать автоматизированные алгоритмы статистического анализа, которые сравнивали содержимое постов в соцсетях с учетом социального и экономического положения их авторов, их возраста, времени публикации и множества других факторов. Каждая из этих программ была основана на одной из дюжины наиболее популярных сегодня моделей того, как распространяется информация в сообществах из множества связанных друг с другом узлов. Ученые попытались найти некие общие факторы, влияющие на этот процесс.

Результаты такого сопоставления оказались довольно неожиданными — на распространение дезинформации о вспышках гриппа в разных уголках Азии больше всего влияло эмоциональное содержимое сообщения и его семантическая структура, а не сила социальных связей между пользователями или какие-то другие факторы. В пользу этого говорит то, что друзья в Twitter ссылались друг на друга, распространяя слухи, лишь в 22% случаев, и цепочки передачи таких некорректных сведений редко содержали в себе более четырех взаимных фолловеров. Число прямых и косвенных ретвитов практически не зависело от того, насколько популярным был пользователь, выступавший источником слухов, и как много друзей у него было.

Как считают авторы статьи, привлекательные дезинформирующие сообщения, способные быстро и широко распространяться по соцсетям, возникали не сами по себе и не были случайными, их авторы осознанно пытались распространить слухи и ложную информацию и практически всегда добивались успеха.

По словам ученых, эту проблему практически невозможно решить при помощи существующих сегодня методов управления и мониторинга за работой социального сегмента интернета. Для отражения семантических атак, как называют такие дезинформирующие сообщения авторы статьи, необходима особая система защиты, работающая примерно так же, как современные антивирусы и файерволлы в информационном пространстве. В качестве заключения Кумар и Гитакумари призывают администрацию Facebook, Twitter и других социальных сетей начать ее разработку.





l

Комментариев нет:

Отправить комментарий